Паритя
Матрица
Равновесие
Равновесие
Тайна числа 6
Обновления
Архив
Кольцо

Благотворительные банки Скачать в PDF'е

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.


Капиталы делят по силе, а не поровну
Благотворительная деятельность банков
МБРР
АБР
АфБР

Капиталы делят по силе, а не поровну

Полагаю, читателям интересно будет узнать о том, какие доли в уставном капитале каждого из банков и агентств достались США и некоторым другим странам-участникам, то есть акционерам.

Таблица 3. Распределение долей капитала в организациях группы Мирового Банка между некоторыми из участников

 

 IFC/

МФК

IBRD /

МБРР

IMF/

МВФ

IDA/

МАР

MIGA/

МАГИ

США, %

23,6

16,4

16,8

12,2

20,5

Западная Европа, %

28,7

25,5

27,6

28,0

27,2

Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония, %

11,4

12,6

10,8

13,8

10,3

Всего: США + «Союзники», %

63,7

54,5

55,2

53,9

58,0

Латинская Америка, %

5,3

5,9

4,8

6,3

6,1

Численность стран-членов

182

186

185

169

175

Такое распределение капитала банка и его учреждений между странами-членами безусловно указывает на доминирующую, главенствующую роль США и в их создании, и в управлении ими. Достаточно сравнить суммарную долю в капитале стран Западной Европы, наиболее лояльных США, с долей самой Америки. Они сопоставимы. И все эти годы оставались лояльными Соединенным Штатам. Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония также всегда двигались в русле американской политики. Поэтому фактическая доля капитала Банка и его учреждений в распоряжении США всегда была более двух третей. Если добавить верную США Саудовскую Аравию и всю Латинскую Америку, то главенство основного акционера будет вполне очевидным. Остальные из членов акционерных обществ прежде чем вступить в них принимают эти правила игры.
Стоит добавить, что капитал, заявленный при учреждении, примеру Мирового Банка, по состоянию на сегодняшний день выкуплен лишь на 6,5%. Но это не мешает Банку вести операции по всей планете уже целых 60 лет!
Мало того, что доллары долговые, так еще  капитал банка на 93% - бумажный. Какие тут могут быть комментарии? Могут возразить, все же это банк, акционерное общество, свободное в своих решениях. Да, если бы это был бы обычный банк, а не межправительственная организация как будто бы взаимной помощи «менее развитым» странам.

Теперь о региональных банках. Какова ситуация с капиталами в них?

Таблица 4. Доля США и их помощников в уставном капитале «банков развития» по состоянию на 2008 год

 

По четырем имеющимся банкам заявленный уставный капитал 188,7 миллиардов долларов. Оплаченная его часть составляет в сумме 10,7%. Главенствующая доля акций в руках США, Западной Европы и бывших английских колоний. В клубе богатых добавились еще Япония. Эти страны в основном получают львиную долю доходов от коммерческой деятельности банков развития. Продажа своих государственных долгов поставлена на поток. Но в связи с возрастающими потребностями не только этих банков развития, но и остальных транснациональных банков развитых стран мировая экономика уже не может справляться. Последние кризисы все сильнее сигналят об этом.
Паразитический развитой капитализм  экономика бедных стран уже не в состоянии обслуживать своим трудом и природными ресурсами.  Тем более последние все больше дешевеют (имеется в виду труд, прежде всего), а товары промышленных стран не падают в цене ощутимо.
Теперь посмотрим, куда же и в каких объемах направляли свои кредиты и «безвозмездную помощь» банки развития.

Благотворительная деятельность банков  

МБРР

Возьмем первый по хронологии и крупнейший на сегодня банк, Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР).
С момента начала своей деятельности (1948) до августа 2009 года Банк утвердил предоставление кредитов и помощи на сумму 2,635 триллионов долларов по 11504 проектам. Правда, обязательства (МАР и МБРР) подтверждены только по 83,1% проектов. Однако и эта сумма приличная, 2,2 триллиона долларов США (если допустить на секунду, что доллары это полновесные деньги, а не долги правительства).
Укрупненное представление расходование этих средств выглядит следующим образом:
Самая большая доля финансирования долговыми деньгами  пришлась на инфраструктуру. Инфраструктуру составляют отрасли обслуживания экономики в целом и отчасти граждан, такие как энергетика, транспорт, связь, торговля, финансы, информационное производство. На реальный сектор, представленный перерабатывающей промышленностью и сельским хозяйством средств потрачено существенно меньше, в особенности на промышленность, которая стыдливо объединена в одну категория с торговлей (наверное, чтобы скрыть более чем скромные цифры вложений в промышленное производство).
Однако экономика так устроена, что реальный доход страны, территории создается только в материальном производстве (сельское хозяйство, промышленность, строительство, добыча ископаемых). Остальные отрасли являются затратами  с точки зрения экономики в целом.


И если банк развития дает в долг деньги на развитие отраслей обслуживания, то он ставит страну заемщика в положение дважды, а то и трижды должника. Поскольку должник должен добыть деньги из своего реального сектора, из которого он оплатит расходы на инфраструктуру и нематериальное производство (образование, здравоохранение, социальное развитие и т.п.) в своей стране, вдобавок, кредиты, пусть даже «беспроцентные» (об инфляции самого доллара вообще молчим), предоставленные на развитие именно отраслей обслуживания.
Из такой долговой ямы выпутаться в принципе невозможно.
Сельское хозяйство развивается тоже определенным образом в планах банков развития. Их интересует поставка дешевого продовольствия из стран с избыточным населением, которое можно занять без особых затрат на основной капитал. Зато норма прибыли колоссальная по сравнению с развитыми странами. А бедняки довольны, нам кредитов дали. На развитие…

Теперь вглядимся пристальнее в первые двадцать лет деятельности МБРР. Куда в основном шли деньги и почему?
Схема дает ясное представление о том, что подавляющее большинство средств направлялось на транспортные проекты и на сельскохозяйственные. С чего бы это Соединенным Штатам там беспокоиться о создании транспортной инфраструктуры вдалеке от своей островной империи?
Объясняем,  ключевые слова в транспортных проектах, к примеру, первых двадцати лет МБРР это «порты», «скоростные автодороги», «железные дороги».  Зачем строить порт где-нибудь в Азии? Что туда будут ввозить США? Деньги? Для этого не нужен порт.
Порт нужен для массированного вывоза добытого на месте сырья и сельскохозяйственной продукции, также как и железная дорога или современная автострада.

 

Обратите внимание на такие позиции кредитования проектов, как образование, здравоохранение, социальное развитие. В первые двадцать лет  «банк реконструкции» вложил в эти отрасли ничтожно мало. В промышленность вложено еще меньше, чем в финансовый сектор. Но должники уже появились, долги их растут и растут. Голоса этих государств в Совете Директоров, конечно, не слышны. За них и без них все решают главные акционеры…
Может быть в следующие годы ситуация изменилась? И банк развития взялся подымать реальный сектор менее развитых стран, как они называются в официальных документах.

Нет, серьезных изменений не произошло. Разве что выросли затраты на кредитование «государственного управления» в странах-заемщиках. А кто платит (хоть и пустыми, необеспеченными деньгами), тот влияет на местную и региональную политику.
С 1970-х годов кредиты банка как будто бы распределены равномерно по всем секторам, но промышленность по-прежнему спрятана в одной позиции с торговлей. Поэтому определить, как происходит обещанный экономический рост, есть ли он вообще в странах-заемщиках, невозможно.

Таблица 5. Распределение кредитов и помощи МБРР по секторам, 1971-2008 гг. (%)

Зато с 1980-х годов стали расти кредиты в сферу социального развития: здравоохранение и другие социальные услуги. Как уже сказано выше, финансирование этих отраслей, как и кредитование развития инфраструктуры, только удваивает и утраивает фактический долг. Страна-должник вынуждена сначала зарабатывать деньги в собственном реальном секторе, чтобы покрыть затраты своей экономики на свои сектора обслуживания, потом еще рассчитаться за финансовую помощь милосердных банков развития именно в этих отраслях. Долг в итоге растет как снежный ком.

Масштабы работы по регионам, распределение гигантских средств Банка между регионами планеты представлены в таблице и на рисунке ниже. Банку очевидно уже становится тесно в рамках одной структуры.

Таблица 6 Кредиты и гранты МБРР по регионам, 1948-2009 гг. (млн.долл.США)

Работы по распихиванию долларов и других твердых валют, «обеспеченных» государственными долгами, становится все больше. Поэтому возникает необходимость перераспределить нагрузку и создать ряд региональных банков такого же свойства, которые действовали бы в русле общей политики развитии, экономического роста и борьбы за равновесие платежных балансов.
Для каждого континента – свой банк. Ядро системы, ее мозг, ее идеологи и организация процесса выбрасывания своих государственных долгов другим странам остается за МБРР, а практическая и пропагандистская работа с регионами – за новыми банками. К тому же у стран в регионах появляется иллюзия причастности к мировой финансовой политике.
Иллюзия все же не может накормить население стран, наслышанных о благородной миссии всемирных банков. А банки за свою помощь забирают ресурсы, приватизируют  землю, недвижимость, предприятия, инфраструктуру. Словом все, что может служить для расплаты с кредитором, поступает в оборот. Формально-законная сторона соблюдается. При этом на одной стороне – не обеспеченные должным образом ни стоимостью (товарным наполнением), несвободные от долговых обязательств доллары, а на другой стороне – природные и трудовые ресурсы стран, объектов такого хищнического кредитования.
Банки развития подрывают основу самостоятельности национальных экономик и расчищают путь для прихода собственных транснациональных корпораций и банков с такими же ущербными долларовыми активами. За эти доллары все более или менее ценные предприятия в этих странах просто покупают, а при наличии сопротивления разоряют сначала, затем все равно приватизируют и забирают.

В обобщенном виде вся финансовая деятельность МБРР за прошедшие 60 лет представлена на рисунке ниже.

 

Разбивка по основным секторам экономики показывает, что 66% всех средств, подписанных по кредитным договорам, направлялась на развитие инфраструктуры. Реальный сектор, который собственно и обеспечивает экономический рост любой страны или территории, никто из банкиров МБРР развивать не собирался. Скромные 3% за 60 лет включают в себя и промышленность, и торговлю. Они не разделены намеренно, чтобы точно нельзя было определить, сколько же средств пошло на развитие национальной промышленности. Цинизм ситуации еще и в том, что правительства стран, входящие в члены Банка и Фонда, вынуждены соглашаться с таким положением дел, иначе и этих средств не получишь, не дождешься ни дивидендов по результатам работы за год, ни политической поддержки «сильных держав» этого долларового мира.
Но кто скажет развивающимся странам, что экономисты, финансисты, бухгалтера и прочие эксперты, действующие от имени Банка, просто обманывают, надувают их, продавая им деньги на те проекты и цели, которые не могут и не смогут дать им роста, которые, скорее всего, им просто не нужны. Наоборот, зарубежные банки и корпорации сгребут и те крохи сбережений, что удалось скопить тяжким трудом.
Согласился на эти правила, значит, будешь все время в долгах.
А платежный баланс, социальное развитие, права человека – это все сказки, прописанные в договорах. Для пользы дела в ключевых странах к власти приводят наиболее реакционные режимы. Неугодных сначала пытаются купить, потом дискредитируют, если они не продаются, потом убивают, если шельмование по помогает. Если и убить не удается, то тогда последнее средство – военное вторжение. Все этапы работы Банка и корпораций совместно с госдепартаментом описаны в книге одного из экономических киллеров, знавших эту работы изнутри. Атмосфера войны, гражданской войны или экономического хаоса тоже подходит для банковской работы «по развитию и реконструкции», поскольку исследуемые банки имели изначально послевоенно-восстановительную направленность работы. Вот и тянет на безобразия.

АБР

Азиатский банк развития интересен тем, что он работает в той части мира, в которой находится более половины все рабочей силы планеты. Причем эта рабочая сила занята в большинстве своем именно в материальном производстве, в реальном секторе экономики. Вот где могучий источник подпитки хилого доллара и других развитых валют, или валют развития, валют роста и иллюзии баланса платежей.
Итак, средства Азиатского банка за прошедший 41 год разошлись по следующим направлениям кредитования и помощи развивающимся и другим бедным странам.

В цифровом выражении это означает, что Группа Банка (Азиатский банк развития и Азиатский фонд развития и др.) санкционировала за это время выдачу кредитов и грантов на сумму более 171 миллиард долларов по числу проектов, превышающих десять тысяч.
Вот как распределились проекты по тематике. Больше всего финансовых усилий Банка было направлено как раз в сторону от реальных секторов экономики. За исключением сельского хозяйства.


Таблица 7. Распределение проектов Азиатского Банка кредитов и грантов по секторам, 1967-2008 гг.

Но такое однобокое развитие как раз и устраивает развитые страны и их развитые банки. Пусть страна-заемщик скромно занимает место главным образом  площадкой для выращивания недорогого продовольствия для кредиторов. Понятно, что продукция сельского хозяйства не может стоить дорого. Даже в индустриальных странах правительства вынуждены выделять дотации сельскому хозяйству для поддержания конкурентоспособности продукции. А кто будет помогать бедным, или менее развитым странам? Никаких дотаций им не положено. С них взимают за подписанные кредиты по полному счету, включая частичную потерю суверенитета. Перед Банком и Фондом страны, входящие в них, практически голые. Случайно или закономерно попавшие в официальную отчетность цифры доходов и расходов каждого национального государства тут же становятся предметом добычи банков развития, фонда, агентства, ассоциации и прочих.
Только в неучтенной правительственной статистикой экономике можно как-то прожить, выбиваясь из последних сил.

Как и повелось у благотворительно помогающих банков, большая часть подписанных долговых средств ушла на отрасли инфраструктуры. Промышленность все также стыдливо объединена с торговлей, будто это однородные отрасли  экономики. Все равно, в сумме меньше 4%. По-прежнему, банкиров интересует сельское хозяйство и природные ресурсы. Как они и записывали в договоре о создании банка, им интересно развивать производительные ресурсы. Однако нигде в этих договорах и уставах не говорится, что они обязуются увеличивать долю основного капитала даже в таких базовых отраслях, как сельское хозяйство. Хватит и того, что рабочей силы тут, в Азии с избытком. Следовательно, норма прибыли колоссальная, как и степень эксплуатации.
Транспорт, связь, энергетика, торговля, межсекторальные проекты – все подчинено главному – возможно более дешевому освоению и вывозу ценных природных ресурсов с помощью дешевого же и избыточного труда. Долларовые благодетели так себя и продают, они несут цивилизацию варварам. Без их (липовых долговых долларовых) кредитов местные экономики вообще бы никогда не вышли из первобытного состояния.
Более подробное распределение кредитов и грантов по секторам за годы работы Банка показано в таблице ниже.

Таблица 8. Распределение кредитов и грантов АБР  по секторам, 1967-2008 гг.

Инфраструктура (на нее расходуется свыше 60% всех средств), развиваемая на средства займов и грантов от международных финансовых организаций, не может и никогда не будет самоокупаемой. Для национальной экономики инфраструктура – это затраты. А затраты, которые понесли зарубежные банки на развитие вашей инфраструктуры, становятся, повторюсь, затратами вдвойне. Сначала непокрытые затраты должна отразить на своих счетах национальная экономика, а потом еще и рассчитаться за то, что эти затраты на какое-то время взяли на себя благотворительные банкиры из международных финансовых учреждений.
Многие, наверное, помнят азиатский кризис 1997 года. Взгляните на график, иллюстрирующий работу Азиатского банка в течение последних 20 лет. На 1997 год как раз пришелся всплеск кредитной активности Банка. Такое впечатление, что инфляционные, долговые, бюджетно-дефицитные деньги США и их товарищи по развитию отсталых стран просто сбросили в Азию. В ходе чего и разразился кризис, который, как и недавний американский, начался с бума и перегрева на рынке недвижимости.



В мае 1997 года таиландский бат (национальная валюта) подвергся массированным атакам международных спекулянтов. Таиландское правительство объявило 30 июня 1997 года о девальвации бата, курс которого был прежде привязан к курсу американского доллара. В результате обменный курс бата упал наполовину, а фондовый рынок Таиланда – на три четверти.
В течение последующего месяца кризис перекинулся на экономики Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. В меньшей степени пострадали от кризиса Япония, Гонконг, Лаос, Филиппины, Китай, Индия и Вьетнам. Среди стран Азии меньше других были затронуты кризисом Сингапур и Тайвань. Для всех названных экономик в течение 1997-1998 годов были характерны падение курса национальной валюты, падение фондовых индексов, рост инфляции, увеличение объема корпоративного долга, громкие банкротства корпораций.
Вот тебе и помощь банков развития.

АфБР

Банк основан в 1963 году Организацией африканского единства (ОАЕ), согласно договоры, чтобы способствовать экономическому развитию на всём Африканском континенте, предоставляя для этого финансовые ресурсы.
Собственный капитал банка составляет около 33 млрд. долл. США. Страны-члены внесли лишь 6% от этой суммы, но гарантируют оплатить оставшихся 94% по первому требованию. Под эти гарантии АБР привлекает средства на мировом рынке облигаций. Благодаря этому банк имеет возможность распоряжаться значительными финансовыми ресурсами, но при этом большинство в его капитале (около 60%) имеют страны Африки.
К сожалению, Банк ведет свои счета в так называемых учетных единицах (UA), которые номинально равны СДР. Искусственная валюта МВФ под названием СДР, созданная для поддержки репутации доллара и американской финансовой мощи, теперь дополнительно кредитуется целым африканским континентом, вернее трудом и ресурсами его многомиллионного населения. Реальный сектор целого континента вкалывает, чтобы СДР хорошо себя чувствовал.
Банк, в котором как и в других банках развития, присутствуют США, страны Западной Европы и прочие издалека, не собирался развивать местный реальный сектор. Их задача развивать зависимость национальных экономик – по отдельности и вместе – от внешнего долларового (долгового) финансирования. Структура кредитной работы (смотри рисунок) все та же, что и в Азиатском регионе.



Большая часть средств идет в финансирование предприятий инфраструктуры, сельского хозяйства, а также в многосекторальные проекты. Промышленность вместе с добычей ископаемых составляет всего 5,5%.
Понятно, что Мировой Банк и его региональные близнецы работают главным образом с национальными правительствами, напрямую.  Местные чиновники слушают международных экспертов и консультантов Банка. Те им рассказывают сказки про экономику будущего, экономику обслуживания. Их задача «продать деньги банка», надолго и подороже. А местный экономический рост, социальный прогресс и прочая чепуха их нисколько не тревожит.  Правительственных чиновников в странах-заемщиках чаще всего реальный сектор тоже мало волнует, если только они не имеют долю в таких предприятиях.
Чиновника любого уровня (не всех конечно) больше интересуют наличные, и сейчас, а не завтра. Поэтому периодически возможны и «промахи» в работе,  нет, не Банка, а тех, кто идет вслед за ним – корпораций, компаний, консультантов. Они могут попасться на взятках. Да и сами национальные правители не прочь погреть руки на проектах развития.
Банк с незапятнанной репутаций продолжает выдавать кредиты в отрасли африканской экономики, не совпадающие с экономическим ростом. Услуги, если только их не продают за пределы региона, так и остаются затратами. Чаще всего непокрытыми. Цифры и пропорции займов и грантов в таблице ниже.

Таблица 9.  Выделение кредитов и грантов Банковской Группой АфБР по секторам, 1967-2008 (миллионов Учетных Единиц)


Perkins John. Confession of Economic Hitman. – 2003. Wash.

В 171 миллиард долларов входят проекты, согласованные до августа 2009 года.

Учетная Единица – Unit of Account (UA) = 1 SDR; Африка своим многомиллионным трудом питает бумажное золото СДР.

 

 

Наверх

 

 

Международный Валютный Фонд

Международный Банк Реконструкции и РазвитияМеждународная Ассоциация по Развитию
Межднародное Агентство по гарантиям инвестицийМеждународная Финансовая Корпорация Международный Центр по урегулирования инвестиционных споров

Азиатский Банк РазвитияМежамериканский Банк РазвитияАфриканский Банк РазвитияЕвропейский Банк Реконструкции и Развития