Как
найти
мировой
кризис в
истории
экономической
науки
О
нас | Карта
сайта | Кризис
= Выбор |
Контакты | ©2011
Партия
Полярная
Звезда
Кризис,
отражен в
движении
экономической
теории,
развивающейся вместе с
эволюцией
способов
производства
Оглавление
Фрагмент 1 – 2 – 3 – 4. 1
Буржуазный
способ
производства
пожирает
феодализм: 1
Капиталистический
способ
производства: 2
Меркантилизм.. 2
Буржуазный
способ
производства
(1). Меркантилизм.. 3
Оппонент
новой
буржуазной
свободы.. 4
Физиократизм.. 5
Физиократы: 5
Буржуазный
способ
производства
(2). Физиократы.. 7
Основатели
классической
политической
экономии. Буржузный
строй на
подъеме. 9
Оппоненты
буржуазной
политической
экономии,
-представители
раннего
социализма. 10
ОБЩИЙ ОБЗОР:
Развились
новые производительные
силы – новые
средства
труда,
технологии
и знания. Производству
уже тесно в
рамках
феодальной
системы,
натурального
хозяйства и
полу-рабства
крестьян.
Производство
и торговля
требуют все
большей
скорости.
Жажда наживы,
прибыли
распаляет
воображение
завтрашних
капиталистов.
Сегодня они
купцы, менялы,
владельцы
ремесленных
производств
и первых
мануфактур,
но их уже
одолевает
страсть к
богатству,
которого
еще не
видело
человечество.
Новый
способ
производства
взламывает
мертвую
корку
феодализма
и вылезает
наружу во
всей красе.
Собственность
перераспределяется
от
неэффективных
феодалов к
новой
растущей
буржуазии.
Новый класс
на подъеме.
Он ищет свою
науку,
которая бы
объяснила
его появление
как
объективную
реальность
и оправдала
бы
превосходство
нового
способа
производства.
Мораль,
право,
религия,
философия,
политика,
другие
формы
общественного
сознания –
движутся
навстречу
новой
свободе –
торговать и
продаваться.
Слишком
силен напор
новых, мощных
производительных
сил,
требующих
для своего
раскрытия
планетарных
масштабов.
Труд
становится
вроде бы
более
свободным по
сравнению с
трудом при
феодальной
зависимости.
Однако
новая
свобода
гарантирует
право
свободно
умереть от
голода или
стать
богатым, как
повезет.
Идеологи,
исследователи
и
пропагандисты
нового вида
эксплуатации
идут следом.
Среди
первых –
меркантилисты.
Собственность.
Главный
объект
собственности
– земля и
средства
производства;
собственники
(капиталисты)
представлены
промышленным,
банковским
и торговым
капиталом, а
также землевладельцами.
Классы.
Есть два
социальных
класса – капиталисты
и наемные
работники (во
всех
отраслях
экономики);
рабочие
экономически
свободны, но
лишены
собственности,
поэтому
вынуждены
продавать свою
рабочую
силу;
рабство
стало более
изощренным;
Государство
–
политическая
структура,
которую
покупает
себе класс капиталистов;
армия,
судебная и
исполнительная
власть в руках
буржуазии.
Буржуазия
формирует
систему
права и
законодательства
для себя; государство
прислуживает
капиталу в
качестве
«управляющего»,
и само
постепенно
становится
капиталистом;
Производство.
Господствующий
тип
экономики – товарное
производство;
Производство
и обмен
подчинены
гонке за прибылью.
В рыночный
оборот
втягивается
сфера услуг.
Потребление
регулируется
собственниками
средств производства
с помощью
создаваемых
ими законов
и армии;
Богатство
создается в
сфере
материального
производства
(промышленность,
сельское
хозяйство,
строительство,
горнодобыча);
главный его источник
–
прибавочный
труд
рабочих в
материальном
производстве;
только
здесь создается
прибавочная
стоимость;
Труд
– занятие
наемных
работников. Продукт
труда
– создается
для обмена,
торговли; Рынок
– стал
всемирным,
как и
постепенно
производство,
обмен и
потребление;
Деньги
становятся
господствующей
формой
богатства, а
также
средством
платежа,
накопления,
сокровища и
пр.
Наука
экономика
обслуживает
класс
собственников,
став его
Идеологией
(от
итал. mercate -
торговец,
купец)
система
взглядов
экономистов
XV—XVII вв.,
ориентированная
на активное
вмешательство
государства
в хозяйственную
деятельность.
Идеологи
еще не
выросли
окончательно
из феодализма,
поэтому,
наверное,
так всерьез
полагаются
на
государство,
как
хозяйственный
орган.
1)
Ранние
меркантилисты:
по их мнению
только
деньги
(золотые и
серебряные)
и сокровища
олицетворяют
богатство
нации, государства.
Главной
являлась теория
денежного
баланса,
которая
обосновала
политику,
направленную
на
увеличение
денежного
баланса,
поскольку
торговые
связи между
странами
развиты
слабо, и
нужно
ограничивать
импорт товаров;
[УПОР ТОЛЬКО
НА ВНЕШНЮЮ
ТОРГОВЛЮ]
2) Поздние
меркантилисты:
торговля
между
странами
носит уже
регулярный
характер,
допускаются
импорт и
экспорт
товаров,
господствует
положение о
«торговом
балансе». разрешается
вывоз денег
за границу.
Появляется принцип
покупки
дешевле в
одной
стране и продажи
дороже в
другой
[ХАРАКТЕРНЫЙ
ДЛЯ
СОВРЕМЕННЫХ
США]
Меркантилисты
полагали
что:
а)
приумножение
богатства требует
протекционистских
мер по
регулированию
внешней
торговли
и того, чтобы
поощрялся
экспорт, сдерживался
импорт и
всемерно
поддерживалась
национальная
промышленность;
б)
достижение
активного
торгового
баланса
увязывается
непременно
с мерами государственного
вмешательства,
а источником
богатства
считается неравноценный
обмен в
результате
торговых
взаимоотношений
с другими
государствами
Меркантилисты
считали
также
возможным
поддержание
низкого
уровня
заработной
платы (предложение
рабочей
силы
достаточное
из-за роста
населения).
Эти
идеологи
еще не воспринимают
рабочую
силу как
нечто
отличное уже
и от рабов, и
от
зависимых
крестьян.
Меркантилисты
заложили
основы
буржуазной
экономической
науки,
представляя
идеи
господствующего
класса.
Крупнейшие
представители
направления:
Томас
Мэн, Антуан
де
Монкретьен
(автор
термина
«политическая
экономия»), Уильям
Стаффорд
Основные
сектора
экономики –
сельское
хозяйство,
промышленность
в виде
мануфактуры
и торговля
Основная
форма труда –
труд
крестьян и
наемных
работников,
лишенных
земли; труд
производителен
лишь в тех
отраслях
производства,
которые работают
на экспорт, а
также труд
по добыче
золота и серебра;
Богатство
создается
при
неравноценном
обмене в
торговле с
другими
странами; то
есть
богатство
создается в
сфере обращения;
Деньги в
виде золота
и серебра –
считаются
основной
формой
богатства
Сектор
услуг,
торговля и
обращение в
данном случае,
считается
производящим


Томмазо
Кампанелла
(1568-1639)
итальянский
философ и
писатель,
один из первых
представителей
утопического
социализма. XVI век.
Люди нового
времени
оставались
рабами -
своих
королей,
работодателей.
Никакого
равенства
нет.
Кампанелла
пришёл к
выводу:
существующий
государственный
строй
несправедлив.
Главная
его книга
«Город
Солнца».
Автор
изображает
в форме
романа
идеальную
страну -
общество,
где трудятся
все и нет
«праздных негодяев
и тунеядцев».
Производство
и
потребление
носит
общественный
характер.
Четырехчасовой
труд
достаточный,
чтобы удовлетворить
все
потребности
общества;
Население
ведет «философскую
жизнь в коммунизме»,
то есть
имеет все
общее, не
исключая и
жен;
Собственности
нет, поэтому
уничтожаются
и многие
пороки, исчезает
всякое
самолюбие и
развивается
любовь к
общине.
«Распределение
всего находится
в руках
должностных
лиц; но так
как знания,
почести и
наслаждения
являются
общим
достоянием,
то никто не
может
ничего себе
присвоить»;
Народное образование
и
воспитание –
средство
борьбы с
невежеством.
С рождения
дети
обучаются и
воспитываются
в обществе. С 10
лет -
обучение
детей на практике.
Дети
проходят
наряду с
общими
предметами,
ремесленное
дело и
сельское
хозяйство. В
оставшееся
от 4 часов
работы
время люди
развиваются
душой и
телом.
Изучают
науки,
занимаются физическими
упражнениями;
В
городе
господствует
духовная
аристократия.
Во
главе
государства
у
Кампанеллы
стоит не
просто философ,
как у
Платона, но и первосвященник
в одном лице.

–
французская
школа
экономистов
второй половины
XVIII в.,
основанная
около 1750 г.
Франсуа
Кёне и получившая
название «физиократия»
(от
французского
physiocratie, то есть
«господство
природы»).
Физиократы
противопоставили
торговле и обрабатывающей
промышленности
сельское
хозяйство
как
единственное
занятие,
дающее
излишек
валового
дохода над
издержками
производства,
а потому и единственно
производительное;
Поэтому
в их теории земля
(почва, силы
природы)
является
единственным
фактором
производства;
Франсуа
Кёне, Жак
Тюрго, Дюпон
де Немур
– главные из
имен;
По
выражению
Маркса:
физиократы
«в пределах
буржуазного
кругозора
дали анализ
капиталу» и
стали
«настоящими
отцами
современной
политической
экономии».
Франсуа
Кенэ (1694-1774) –
основоположник
школы
физиократов
– особого
направления
классической
политической
экономии.
Создал Учение
о чистом
продукте,
который
сейчас
называют национальным
доходом. Положения
учения:
Источниками
чистого
продукта
являются земля
и
приложенный
к ней труд
людей,
занятых в
сельскохозяйственном
производстве;
земля
только
способна
приносить
доход,
превышающий
первоначальные
затрат;
Кенэ
здесь
исходил из
утверждения
о производительной
сущности
различных социальных
групп
общества – классов,
то есть нация
состоит из
трех
классов
граждан:
1) производительного
класса,
который
включал
всех людей,
занятых в
сельском
хозяйстве,
включая
крестьян и фермеров;
2) класса
собственников
– это
землевладельцы,
включая короля
и
духовенство; и 3) класса
бесплодного
– все
граждане
вне
земледелия,
т.е. в промышленности,
торговле и
других
отраслях.
В
промышленности
и других
отраслях
чистой
прибавки к
доходу не
производится,
а происходит
только
смена
первоначальной
формы этого
продукта;
Кенэ
принадлежит
первое в
истории
экономической
мысли достаточно
глубокое теоретическое
обоснование
положений о капитале.
Кенэ
считал, что «деньги
сами по себе
представляют
собой
бесплодное
богатство,
которое
ничего не
производит»;
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТАБЛИЦА»
Ф.КЕНЭ
Кенэ
попробовал
представить
вид
кругооборота
товаров и
денег в
масштабе
национального
хозяйства.
Он впервые в
истории
предложил
общую схему,
отвлекаясь
от
некоторых
реальных
моментов и
отношений. В
схеме
доходы
полностью
расходуются,
накопление
отсутствует,
не
учитываются
обмен
внутри
классов
(отраслей) и
внешнеторговые
связи.
Главное
в таблице
Кенэ – не
арифметические
расчеты,
изображающие
движение
продуктовых
и денежных
потоков, а графический
анализ
общей
картины
воспроизводства,
в котором
отдельные
акты
производства
и обмена
представлены
в виде
зигзагообразной
схемы
(«зигзаги» -
потоки
товаров и
денег от
одного класса
к другому).
В
таблице
Кенэ
фигурируют
продукты,
«авансы»
(издержки) на
основной и
оборотный
капитал,
денежные
средства.
Схема
показывает,
откуда
возникают
доходы, где
создаются
совокупный
и чистый
продукт, как
он
распределяется,
каким
образом возмещаются
издержки (на
технику,
арендную плату,
улучшение
земли,
семена и т.д.).
Конечный
момент
«воспроизводственного
анализа» - годовой
урожай, его
перераспределение
в натуре и
деньгах
между
производителями
(фермерами), землевладельцами
и
ремесленниками.
Жак
Тюрго (1727-1781).
Основной
труд – «Размышления
о создании и
распределении
богатства» -
шаг от
физиократии
к
классической
школе.
Физиократы
не понимали
природы
«ценности» - по
сути,
узловой
категории
экономической
науки.
У
них ценность
возникает
только под
воздействием
«работы» сил
природы.
Тюрго
приходит к
более
широкой трактовке
ценности;
термин
«Политическая
Экономия» -
появился
впервые у
него!
Тюрго
дает более
детальный
срез
социальной
структуры
общества.
Производители
(в сельском
хозяйстве и
промышленности)
делятся на предпринимателей,
владеющих
собственностью,
и наемных
работников,
не имеющих
ничего, кроме
рабочих рук
Физиократы
были
уверены, что
богатство
страны
заключается
не в
физической
массе денег,
а во всем
многообразии
полезных
благ и вещей.
Пьер
Буагильбер.(1646-1714)
Главная
заслуга
Буагильбера
- КОНЦЕПЦИЯ
СТОИМОСТИ
Ученый
представил «обоснование»
трудовой
теории
стоимости,
к пониманию
которой он
пришел,
анализируя механизм
ценового
отношения
между товарами
на рынке с
учетом
количества
затраченного
труда или
рабочего
времени.
Труд,
а не что-либо
иное создает
стоимость.
Не любой
труд, а труд в
сельском
хозяйстве
Для
своего
времени она
была, очень
прогрессивной.
В отличие
от
меркантилистской не исходила
из
естественной
(природной),
роли денег в
ценообразовании.
Труды
и реформы
физиократов
выражали
интересы не
только
сельского
хозяйства.
«Наука
естественного
порядка»
открывала
окно для развития
рыночных,
отношений в
городе и деревне.
Как
видите, пока
новый класс
буржуазии
на подъеме,
его наука объективно
описывает
процессы в
экономике.
Одни
из первых
исследователей
буржуазного
способа
производства.
Ученые
восстановили
приоритет
сферы
производства;
Сначала
полагали,
что
«ценность»,
или стоимость
создается
силами
самой
природы (в
аграрном
производстве),
потом
определили,
что труд
источник
стоимости,
но у них пока
только в
сельском
хозяйстве.
Земля
и труд –
источник
чистого
продукта
Первая
графическая
картина
общественного
воспроизводства
принадлежит
физиократам
Основные
сектора
экономики –
сельское
хозяйство и
промышленность
(мануфактура,
затем крупное
машинное
производство);
Основная
форма труда –
труд
наемных
работников
(крестьян и
рабочих),
лишенных
земли и других
средств
производства;
производительным
классом считаются
фермеры, их
труд производительный;
Богатство
создается
трудом
на земле, то
есть в
сельском
хозяйстве; Значение
денег и
денежного
обращения
растет; Банки
заменяют
ростовщиков;
Услуги,
торговцев,
ростовщиков
и государства
все более
необходимы
Классическая
школа, или Классическая
политическая
экономия
(англ. classical political economy) –
направление
экономической
мысли, в
рамках
которой
была
разработана
важнейшая
из теорий
экономической
науки – трудовая
теория
стоимости;
Вслед
за
физиократами,
классики
пропагандировали
экономический
либерализм.
В основе
идеи
экономического
либерализма
представление
о том, что
экономические
законы
действуют
подобно
законам природы.
В
результате
их действия
в обществе
стихийно
устанавливается
«естественная
гармония».
Поэтому
государство
теперь
мешает
растущему
классу
буржуазии.
Молодому
капитализму
требуется
все больше и
больше
свободы, экономической
свободы.
Школа
активно
развивалась
в конце XVII века -
30-х годах XIX века.
Представители:
Уильям
Петти, Адам
Смит, Давид
Рикардо,
Томас
Роберт
Мальтус,
Джон Стюарт
Милль и
другие
Феодализм
трещит по швам.
Мануфактуру
сменяет
крупное
машинное
производство,
зарождается
промышленный
капитал,
торговый
капитал
растет по
объему и
масштабу
деятельности,
банковский
капитал уже
не менялы и
ростовщики,
а возникающие
банки.
Процессы
мирового
хозяйства,
пока еще
объективно,
описывают
«классики».
Уильям
Петти (1623-1687)
–
основоположник
классической
политической
экономии в
Англии,
изложил свои
экономические
взгляды в
теории
стоимости,
процента и
ренты.
Петти
признан
первым
автором трудовой
теории
стоимости,
ставшей
одним из
главных
признаков
классической
политической
экономии в
целом.
В
теории
Петти стоимость
товаров,
определенная
приравниванием
к стоимости
серебра,
является их
«истинной
рыночной ценой».
Другая
трактовка:
стоимость
товара обусловлена
участием в ее
создании
труда и
земли. В
основе цены
товара в
каждой из
трактовок
ее сущности
лежит
затратный,
тупиковый
подход.
Определение
стоимости
товара
землей и трудом
говорит о
том, что
Петти видит
в труде только
его
конкретный
характер, а в
товаре –
потребительную
стоимость.
Все
товары
как потребительные
стоимости
для своего
создания
нуждаются в
материале,
непосредственно
данном
природой,
землей, и в
различных
видах производительного,
полезного труда,
видоизменяющих
природу. В
этом именно
смысле всякий
товар сводится к земле
и труду.
Доходы
рабочих:
Петти
утверждает,
что заработная
плата характеризуется
как цена
труда
рабочего, представляющая
минимум средств для
существования
его и его
семьи.
Доходы
предпринимателей
и
землевладельцев:
охарактеризованы
Петти через
унифицированное
им понятие
«рента»; то есть
разница
между
стоимостью
хлеба и
издержками
на его
производство
и есть
прибыль фермеров.
Итак,
идеи не
умирают:
труд
создает
стоимость,
стоимость –
общее
свойство
товаров,
делающее их
соизмеримыми.
Аристотеля
и
физиократов
развивает
Петти.
Адам
Смит (1723-1790) –
английский
ученый-экономист,
исследователь,
который разработал
и
представил
экономическую
картину
общества
как систему.
Главная
работа «Исследование
о природе и
причинах
богатства
народов»
излагает
целостную
концепцию.
Основное
место в
методологии
его исследований
занимает концепция
экономического
либерализма:
Рыночные
законы
лучшим
образом
могут воздействовать
на экономику,
когда
частный
интерес
стоит выше
общественного,
и интересы
общества в
целом рассматриваются
как сумма
интересов
составляющих
его лиц.
Концепция
«экономического
человека»
состоит в
том, что разделение
труда
является
результатом
определенного
стремления человеческой
природы к
торговле и
обмену, то
есть к
увеличению
богатства.
Идея
«невидимой
руки».
«Невидимая
рука»
независимо
от воли и
намерений
индивида –
«экономического
человека» -
направляет
его и всех
людей к
наилучшим результатам,
выгоде и
более высоким
целям
общества,
оправдывая
тем самым
стремление
человека-эгоиста
ставить личный
интерес
выше
общественного.
Условием
действия
экономических
законов
является свободная
конкуренция.
Она может
лишить
участников
рынка
власти над
ценой. Чем
больше
продавцов,
тем менее
вероятен
монополизм
Смит
выделил у
каждого
товара потребительную
и меновую
стоимость.
В
потребительную
стоимость
Смит
вкладывал
возможность
отдельного
предмета
удовлетворить
потребность
человека,
причем
конкретную,
а не общую.
Поэтому для
него
потребительная
стоимость
не может быть
условием
меновой
стоимости
товара.
Сущность
меновой
стоимости: товары
обмениваются,
поэтому
естественно
оценивать
их меновую
стоимость
количеством
какого-нибудь
товара, а не
количеством
труда. Смит
утверждал, что
стоимость
одинакового
количества
труда
рабочего «во
все времена
и во всех
местах»
одинакова и
поэтому
именно труд
составляет
их цену, а
деньги
составляют
лишь их номинальную
стоимость.
Концепция
о производительном
труде. Этот
труд
«увеличивает
стоимость
материалов,
которые он
перерабатывает».
Труд
материализуется
в предмете
или товаре,
который
можно
продать.
Соответственно,
непроизводительный
труд – это
услуги,
которые
«теряются» во
время их
оказания. [ТО
ЕСТЬ УСЛУГИ
ИСЧЕЗАЮТ В
МОМЕНТ
ОКАЗАНИЯ. НАВСЕГДА!]
В
теории
денег
А.Смита
отмечает,
что деньги
сделались
общепринятым
средством
торговли с
тех пор, «как
прекратилась
меновая
торговля», но,
«подобно
всем другим
товарам,
золото и серебро
меняются в
своей
стоимости».
ТЕОРИЯ
ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЫ,
ПРИБЫЛИ И КАПИТАЛА
Основные
положения теории
доходов Смита
основаны на
классовом
подходе - на
распределении
годичного
продукта
между тремя
классами
(рабочие,
капиталисты
и землевладельцы).
Экономическое
благополучие
страны
зависит от
деятельности
землевладельцев,
а не
промышленников
Теория
заработной
платы:
отрицает
закономерности
снижения
величины
оплаты
труда до
уровня
прожиточного
минимума;
Доход
рабочих, заработная
плата, находится
в прямой
зависимости
от уровня национального
богатства
страны
Прибыль
как доход на
капитал
определяется
стоимостью
употребленного
в
производственном
процессе
капитала и
будет
больше или
меньше в
зависимости
от размеров
этого капитала.
В теории
капитала Смита
его позиция
в том, что
капитал есть
одна из двух
частей
запасов: 1) от
которой
предстоит
получить
доход; 2)
которая
идет на
непосредственное
потребление.
Производительным
является
капитал,
занятый не
только в
сельском
хозяйстве,
но и во всей
сфере материального
производства,
который
делится на
основной и
оборотный капитал,
в зависимости
от отрасли
хозяйства.
Смит
определил,
что: общественные
работы,
обеспечение
военной
безопасности
и издержки
правосудия,
включая
охрану прав
собственности
– это
издержки
экономики, а
не часть
валового
дохода. Они
относятся к
сфере услуг
и исчезают в момент
их
предоставления.
В будущем к
этому же
сектору
экономики
относится и
инфраструктура.
Издержки
общественного
производства,
а не доход.
Теория
воспроизводства
характеризует
то, из чего
состоит
подлежащая
распределению
вся цена
годового
продукта
труда,
целиком
сводит ее к
доходам, из
которых и складывается
цена товара.
При этом
цена любого
товара в
конечном
счете
должна
сводиться
ко всем трем
частям –зарплата,
прибыль и
рента, так
как всякая
часть цены
должна по
необходимости
оказаться
доходом.
Не
все ученые и
мыслители с
радостью
принимают
растущий
капитализм.
Ученые и
мыслители
думают.
Анри
Рубруа де
Сен-Симон
(1760-1825) Общество
делил на промышленников и феодалов.
К первым он
относил
земледельцев,
фабрикантов,
коммерсантов,
банкиров,
служащих и
рабочих. Феодалы,
-
паразитическая
часть
общества
(включая дворянство
во главе с
королем,
чиновничество,
духовенство).
Недостатки
капитализма
– анархия
производства,
продажность
чиновников,
подкупы на
выборах,
антидемократический
характер
парламентской
системы.
Будущее
общество
(«промышленная
система»)
должно
обеспечить физическое
и моральное
благополучие
народа. В
таком
обществе производство
будет
вестись по
плану, и его
целью
станет
удовлетворение
потребностей
народа. В
будущем
обществе
все будут
трудиться, а
управление
людьми
будет
заменено
управлением
вещами.
И тогда
«политическая
экономия
займет свое
истинное
место; вначале
она
опиралась
на политику,
политика
будет на нее
опираться
или, вернее,
она будет
включать в себя
политику
Промышленный
класс
должен
занять
лидирующее
положение:
он важнее
всех и не
может
обходиться
без других классов,
но никакой
другой
класс не
обходится
без него.
Идеал
Сен-Симона
–
постепенная
индустриализация,
которая
поднимет
производительные
силы,
обеспечить
реформирование
капиталистического
общества и
которую можно
охарактеризовать:
Прогресс
общества
связан с
развитием
промышленного
производства,
охватывающего
«все виды
полезных работ»;
Управлять
обществом
призван
промышленный
класс; он
утверждает
социальную
справедливость
и равенство [полагает
Сен-Симон,
верящий, что
класс буржуа,
находящийся
на подъеме
долго будет
прогрессивным ]
Роберт
Оуэн
(1771-1858)
Р.Оуэну
принадлежит
большое
число
печатных
работ, в которых
он резко
критиковал
капиталистическое
общество.
Он
видел
основу всех
зол в частной
собственности,
ее считал
причиной
бедности.
Существование
денег
считал
главнейшим
из зол: их
нужно
заменить
квитанциями,
владелец
которых мог
бы получить
в банке
нужные ему
товары
(пропорционально
«трудовому
эквиваленту»).
Основой
будущего
строя
должна
стать общественная
собственность,
а люди,
свободные
от нищеты и
голода,
смогут
развивать
свои лучшие
качества.
Оуэн
не только теоретик,
но и практик начинаний
в области социального
реформирования:
Став
фактическим
хозяином
прядильного
предприятия,
Оуэн
организует
образцовую общину,
в которой
облегчаются
условия
труда, создаются
благоприятные
условия
жизни и быта рабочих.
На
предприятии
вводятся
технические
усовершенствования,
сокращается
продолжительность
рабочего
дня,
проводятся
культурные
и
воспитательные
мероприятия.
Впервые
созданы
детские
сады,
открыта
школа, страховая
касса.
Рабочие
получали
оплату в
случае
непредвиденной
остановки
работ, во
время промышленного
кризиса. На
предприятии
для снабжения
рабочих
всем
необходимым
был открыт
большой
магазин.
В
1824 г.
предпринял
попытку
реализовать
свой план
переустройства
общества в
США, основав
там коммунистическую
общину
«Новая
гармония»;
потерпел
неудачу и
потерял
большую
часть
своего
состояния. Через
8 лет
попытался
организовать
Национальный
базар для
справедливого
обмена» и опять
потерпел
неудачу.
Неудачи не
сломили Р.Оуэна,
и он до конца
жизни
продолжал
свою деятельность,
пропаганду своих
идеи
Шарль
Фурье (1772-1832)
открыл
законы
развития
общества. Он
выводил их
из природы
человека.
Общество
непрерывно
развивается,
и на каждой
ступени
развития создаются
предпосылки
для
перехода к
следующей
ступени.
Буржуазное
общество
подверг
исключительно
резкой критике:
Анархия
производства,
господство
личного
интерес,
каждый
человек
находится в
состоянии
вражды со
всеми остальными,
раздробленность
индустрии,
монопольная
торговля;
считал, что
эксплуатация
трудящихся
основывается
на обмане людей
как
покупателей;
[анархия –
кризисы –
хаос = таков
новый строй]
ПЛАН
БУДУЩЕГО
«СОЦИЕТАРНОГО
ОБЩЕСТВА»
Фурье
создавал
«социальную
науку»,
основанную
на гармонии
и
справедливости.
Согласно
его
концепции в
социальном
развитии
истории
цивилизации
человечество
проходит многие
периоды. На
смену строю
цивилизации
придет
строй гармонии
на основе
последовательно
сменяемых
ступеней
ассоциаций;
каждая из
них
содержит черты
как
прошлого,
так и более
совершенного
будущего.
Основой
системы
является учение о
строе
ассоциаций.
В ней
не будет
«паразитов»,
исчезнет
непроизводительный
труд,
изменится
сам
характер
производственной
деятельности
– люди будут
трудиться
сообразно
своим
устремлениям
и наклонностям.
В обществе
исчезнут
нищета и
неравенство.
Общество
ассоциированных
производителей
будет
представлять
сочетание
сельскохозяйственного
труда с
трудом в
промышленной
сфере. В
труде
участвуют
все члены
общества.
Заработная
плата
отменяется.
Общественный
доход
делится: по
трудовому
вкладу (5/12); по размеру
акционерного
капитала (4/12);
по таланту (3/12)
Отвергая
современную
систему,
Фурье называет
ее «индустриализмом»,
то есть
манией все
производить
без всякого
метода и
пропорциональности
вознаграждения
[капитализм:
все
подчинено
гонке за
прибылью/прибавочной
стоимостью,
из всего
капитал
хочет
извлечь
дополнительную
стоимость,
пока сам не
сгинет, или
не
уничтожит
всех и всё].
Назад Дальше
|